Послушав в выходные, за отсутствием Малера... Грига не удержусь от одного наблюдения.
Итак, пластинка Grieg - Peer Gynt Лондонского симфонического оркестра. Современного издания.
Проигрыватель и голова всё те же.
Не было у меня в планах в ближайшее время слушать эту пластинку... забыл я чем она может быть интересна, но вот случай натолкнул.
Давно я её не слушал... по причине того что, не мог услышать её у себя так, как когда то слышал в другой системе и это звучание очень сильно запечатлилось образом пещеры горного короля.
Запись - шикарнейшая. Я не знаю как мог звучать бы оригинал, но переиздание сделано профессионально. Каждый инструмент звучит очень реалистично - так как они действительно звучат вживую (за исключением ударных - здесь есть всё таки физические ограничения).
А вот ощутить себя в партере перед оркестром не могу. То о чём я писал пару постов назад. Но при этом на этой записи я похоже понял почему. Запись явно многомикрофонная - уж больно явственен каждый инструмент. И не факт что писали её в классическом театре, потому что присутствует эффект высокого здания. Правда, возможно это и расстановка микрофонов создаёт такой эффект.
И тут припомнилось, что на одной из последних выставок в Москве я слышал 2-х микрофонную запись. Вот где действительно реально передавалась атмосфера зала.
По поводу микрофонов - это лишь мои наблюдения и предположения. Я не уверен что всё абсолютно так. Теперь уже просто надо послушать тех пластинок по которым известно как и где проводились записи и тогда уже можно будет сформулировать какие то выводы.
И возвращаясь к Григу, а то отвлёкся, на композиции "В пещере горного короля" оркестр передаёт событийность места действия. Это редкий и поразительный случай, когда музыка может не менее ярко нарисовать то что происходит на сцене, чем реальное наблюдение за происходящим. Такое я сейчас по памяти припоминаю в "Сказке о царе Салтане". Почему то отложилось у меня в памяти, что музыка там рисовала большую вовлечённость в происходящее нежели декорации на сцене. Не знаю как это ощущение описать словами.
В данном случае когда то, где то (как я писал выше) музыка перенесла в пещеру. с холодными стенами, полумраком... и больше никогда я такого ощущения не испытывал. В этот раз, у себя, свершилось! Причём это было ощущение не просто нахождения в пещере. А была слышна её высота, виртуальные размеры - а главное - я не стоял в ней на месте. Музыка вела в глубь пещеры, меняя её размеры и своё ощущение нахождения в ней. Я уже не могу сейчас вспомнить все детали. Но естественность (как будто побывал там) холодных и влажных стен пещеры тёмного гранита до сих пор очень реалистично ощущаю в этом произведении.