Автор Тема: Электропроигрыватель "Электроника Б1-01 Improved"(Лихницкий)  (Прочитано 13376 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Alexandr

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 711
  • Alexandr
    • Просмотр профиля
Нашел в своих архивах... Мое имхо, проигрыватель хорош, вдруг кому понадобится информация на что обратить внимание по нему...
------------------   
Электропроигрыватель "Электроника Б1-01 Improved"    Эта  статья адресована небогатым аудиофилам — тем, у кого нет возможности покупать  „крутую“ западную аппаратуру, но кто надеется все же добиться  удовлетворительного звучания от аудиосистемы, компоненты которой известны под  торговой маркой „Сделано в СССР“. В нашу задачу не входит давать точные  рецепты, как улучшить аппаратуру. Главное — направить ваши усилия в нужную  сторону, максимально задействовав ваш творческий потенциал.
Открываем  раздел советами по усовершенствованию распространенного в свое время  электропроигрывателя „Электроника Б1-01“. Мы начинаем с проигрывателя  „виниловых дисков“, так как уверены, что естественность звучания аудиосистемы  на сегодняшний день можно получить только от LP-источника.
Проигрыватель  „Электроника Б1-01“ — „двойник“ модели, выпущенной в 60-е годы фирмы „Thorens“.  Эта модель комплектовалась тонармом фирмы „SME“, который считался тогда лучшим. 
Отечественный  „Торенс“ разработала в начале 70-х годов группа энтузиастов из Тбилиси. К  счастью, они не стремились создать нечто оригинальное, а все, что смогли,  „содрали“, как говорится, один к одному. Благодаря этому основная часть удачных  технических решений прототипа была сохранена, и прежде всего
  ременная передача;
  литой цинковый, достаточно инерционный  поворотный диск;
  низкоскоростной приводной электродвигатель;
  эффективная механическая развязка нижнего  шасси с закрепленным на нем приводным двигателем от верхней панели, на которой  установлены тонарм и подшипник поворотного диска;
  литая (из тяжелого металлического сплава)  верхняя панель, защищенная ребрами жесткости от распространения в ней изгибных  колебаний.

Можно также  поблагодарить инженеров SME за „дуракоустойчивость“ конструкции, а тбилисцев —  за скрупулезное копирование тонарма. И, конечно, мы должны быть признательны за  жесткую толстую трубку тонарма. Но не обольщайтесь, из-за конструктивных  просчетов энтузиастов из Тбилиси и низкой технологической культуры изготовителя  в „Электронике“ хватает недостатков. Правда, они поддаются исправлению в  домашних условиях. Поэтому если вы воспользуетесь нашими советами, то сможете  довести качество воспроизведения с этого проигрывателя до уровня проигрывателей  в ценовой категории от 300 до 600 долларов.
А теперь  наши рекомендации по улучшению проигрывателя „Электроника Б1-01“.

  Вы, наверное, заметили „плавание“ меток  стробоскопа при вращении диска проигрывателя. Это свидетельствует о том, что  есть медленные колебания частоты вращения диска — они воспринимаются слушателем  как „подвывание“ звука. Причины колебания частоты вращения диска следующие.  Во-первых, это низкое качество обработки поверхностей оси диска и  контактирующей с ней внутренней поверхности неподвижной втулки подшипника  скольжения, а также плохая статическая балансировка самого диска. В результате  между внутренней поверхностью неподвижной втулки и прижатой к ней осью  возникают случайные микросцепления, что порождает толчкообразное торможение  вращения диска. Во-вторых, инерция поворотного диска и продольная эластичность  передаточного ремня образуют высокодобротную резонансную систему, в которой  толчкообразное торможение как бы раскачивает диск в направлении его вращения.  Это раскачивание приводит к колебаниям частоты вращения диска, которые  достигают 0,5% от средней частоты вращения. Еще одной причиной „раскачивания“  поворотного диска оказались неровности краев приводного ремня.

Для того чтобы повысить стабильность вращения диска, необходимо: 

  тщательно отполировать контактирующие поверхности  оси и неподвижной втулки подшипника поворотного диска;
  статически сбалансировать сам диск;
  тонкой шкуркой отшлифовать приводной ремень;
  ввести между трущимися поверхностями  подшипника поворотного диска вязкую смазку, состоящую из смеси веретенного  масла и кремнеорганической вязкой жидкости типа ПМС. Точные пропорции  компонентов этой смеси лучше подбирать опытным путем, добиваясь стабильного  положения меток стробоскопа.


  При воспроизведении даже слегка покоробленных  грампластинок в области частот от 0,5 до 20 Гц возникают вертикальные колебания  иглы звукоснимателя. На частоте основного резонанса тонарма (обычно от 6 до 12  Гц) эти колебания приводят к вертикальным колебаниям головки звукоснимателя  относительно его иглы.

Если посмотреть сбоку на опущенный на грампластинку  звукосниматель, то можно заметить, кроме вертикальных колебаний головки,  колебания кончика иглы вдоль канавки грампластинки. Продольные колебания иглы —  причина детонации звука. При добротности основного резонанса тонарма около 10  (это значение характерно для незадемпфированных тонармов) коэффициент детонации  может достигать 0,5%.
Ослабить детонацию этого вида можно применив вязкое  демпфирование вертикальных колебаний звукоснимателя. На расстоянии примерно 65 мм от пересечения осей  тонарма нужно прикрепить к его трубке вертикальный штырь, к нижнему концу штыря  припаять небольшой диск в горизонтальном положении. В качестве диска я  использовал монету в один цент (пока это единственная деталь зарубежного  производства). При рабочем положении звукоснимателя этот диск должен быть  погружен в ванночку, заполненную глицерином или аналогичной по вязкости  жидкостью, например ПМС. Ванночка может иметь диаметр около 50 мм; ее следует разместить  на панели проигрывателя таким образом, чтобы при перемещении тонарма диск не  касался дна или стенок ванночки. Применение этого нехитрого устройства позволит  уменьшить детонацию примерно в 5 раз.

  Кроме основного резонанса тонарма, на  качество работы проигрывателя влияют как минимум еще три резонанса. Первый —  резонанс в системе „масса головки звукоснимателя и упругость держателя  головки“.

В зависимости от массы головки и способа ее крепления частота  резонанса находится в пределах от 200 до 400 Гц. Более сложный резонанс  возникает в системе „масса грампластинки и ее изгибная упругость“ (вместе с  упругостью резинового мата, на котором лежит грампластинка). Частота резонанса в  этой системе может быть от 150 до 400 Гц. Еще один резонанс — в системе „масса  противовеса тонарма и упругость его хвостовой части“. Частота этого резонанса  обычно не выходит за пределы диапазона от 30 до 70 Гц.
Несмотря на высокую добротность резонансов в этих механических  системах, их нелегко обнаружить на амплитудно-частотной характеристике  проигрывателя. Причина в том, что эти резонансы скрытые1. Скрытые  резонансы легче обнаружить на фазочастотной характеристике по скачкам фазы  небольшой амплитуды. На слух эти резонансы воспринимаются как окраска звучания  или как ухудшение артикуляции в области частот, соответствующей скачку фазы.
Влияние скрытых резонансов можно ослабить с помощью демпфирующих  элементов: для этого к внутренней поверхности держателя головки надо приклеить  изготовленную из вибродемпфирующего материала прокладку толщиной около 2 мм (например, из  применяемого в судостроительной промышленности материала „Агат“).
Под резиновый мат поворотного диска мы рекомендуем положить  вырезанный из плотной шерстяной ткани круг. Для этого годится офицерское сукно. 
Следует также доработать систему противовеса тонарма. Для начала  надо его снять. Затем на место упругого соединения тонарма с хвостовой частью  надеть (с натягом) изготовленное из „Агата“ кольцо диаметром 20 мм и шириной 10 мм. Теперь необходимо  снова надеть противовес, но обязательно вплотную к этому кольцу. После этой  операции следует уравновесить тонарм, разместив дополнительный груз на  хвостовой части тонарма рядом с противовесом.

  И последнее таинство, которое надо свершить  над проигрывателем, — это полная замена проводки от головки звукоснимателя до  выходных разъемов. Именно проводка ответственна за тусклое, невыразительное, я  бы сказал — вульгарное звучание проигрывателя „Электроника“.

В качестве проводов в тонарме и держателе головки я бы  рекомендовал использовать константановый провод диаметром 0,1 мм в шелковой или  хлопчатобумажной изоляции. Для соединения выходов тонарма с усилителем следует  приобрести простой микрофонный кабель по цене $1,2 за метр и RCA-разъемы  (модель „Profi“ по цене $9 за пару) фирмы „Neutrik“.
Наилучшего качества звука можно ожидать тогда, когда сигнал от  головки подается по красному проводу (вдоль надписи „Neutrik“), а от усилителя  возвращается по синему проводу. Экранные оплетки выходных кабелей следует  заземлить со стороны усилителя.
Выбор направления константана можно сделать по слуху. Наилучшему  направлению соответствует более детальное звучание высоких частот.
При распайке проводов в проигрывателе по возможности нужно  исключить или обойти все переходные контакты, а также уменьшить количество  используемого при распайке припоя. Например, выводы головки звукоснимателя  можно соединить непосредственно с проводниками держателя. Для этого концы  проводников оголяют и прижимают к выводам головки накидными колечками из  полихлорвинила.
Подпайку проводников к переходным контактам разъема,  соединяющего держатель головки и тонарм, можно выполнить со стороны контактных  площадок разъема, предварительно пропустив проводники через высверленные для  этой цели отверстия в центре его ответных частей.
Улучшенный  таким образом электропроигрыватель „Электроника Б1-01“ — если, конечно, закрыть  глаза на его чудовищный внешний вид — я бы посоветовал не менять даже на  „Pro-Ject 6“, так как конструктивные недоработки последнего устранить гораздо  сложнее.
© А.  Лихницкий
1Скрытые резонансы —  понятие, которое используют в теории цепей для обозначения возникающих в  побочных цепях резонансов, скрытых в сигнале, который проходит по главному  пути.
 
Высшая музыкальность в области мысли.
Нильс Бор