Заканчиваю свой графоманскмй опус. Сам себе уже надоел.
Манифест оцифровщика.Окончание.
О средствах, наконец-то.Определившись, в общих чертах, с компьютерной частью процесса оцифровки, перейдём, напоследок, к самому интересному – проигрывателям, корректорам и грампластинкам.
Проигрыватели, тонармы, головки и вставки. Существует огромное разнообразие этих самых проигрывателей. В принципе, каждый привносит в звук, что-то своё. Не пытаясь объять необъятное, пробегусь вкратце.
Винтаж или новодел? Если под новоделом подразумевать современные пластиковые ящички с моторчиками от электрических игрушек, 300-граммовыми дисками и гордыми шильдиками – однозначно нет. Пафосные верхние аппараты штучного производства, конечно, интереснее, но ценники на них совсем негуманны. Моё мнение – лучше винтаж. И из соображений цены и из соображений музыкальности. Разумеется, винтаж винтажу рознь. В 60е-80е выпускалось много проигрывателей, разных по цене и конструкции. Время отсеяло зёрна от плевелов и, в принципе, давно определило этакий негласный список винтажных проигрывателей, представляющих интерес.
Естественно, проигрыватель должен быть исправен, и, возможно, творчески доработан.
Ролик, пассик или прямоход?Благодатная тема для незатихающих холиваров. Каждый тип привода имеет свой узнаваемый характер звучания, свои достоинства и недостатки, и выбор здесь определяется исключительно личными вкусовыми пристрастиями, которые, к тому же, могут меняться со временем.
Не удержусь и отмечу, мне известно множество случаев миграции с прямохода на ролик (сам такой) и ни одного обратно. Хотя, выборка эта абсолютно нерепрезентативна. Следует, разумеется, понимать, что тип привода важен, но не является определяющим. В каждом семействе были свои уродцы.
Картриджи, иголки, корректоры и всё остальное.Ещё одно обширное поле для опытов. Вкусы, возможности и слуховой опыт у всех разные. Главное, чтобы всё это было исправным и нравилось.
Ну и главное – пластинки.Пластинок напечатано огромное множество, однако далеко не все они представляют из себя интерес для оцифровки. Да, собственно, вообще какой-то интерес.
С редкими, малодоступными, пластинками всё понятно. Они редкие. А вот с более массовыми, особенно теми записями, что дожили до переиздания на CD, случай иной. Есть из чего выбирать.
Прежде всего, следует помнить, что винилопечатанье прошло, во многом, сходный путь с проигрывателями винила, да и не только. И, где-то с конца 70х, а может, и раньше, наблюдалась тенденция ухудшения звучания на фоне формального роста технических показателей. Апофеозом этого стало очередное переиздание многими фирмами своих бэк-каталогов в бюджетных (а иногда и не очень) сериях, одновременно с первыми (очень гуманными, по нынешним временам) трансферами на CD. (Синяя Харизма, белый Кризалис, CFP, MFP, да масса их).
Посему, одно из важных правил – искать наиболее раннее из возможных издание, не обязательно первопресс, особенно для очень массовых изданий. Разумеется, не обходится без исключений, но, эти исключения, как правило, связаны со сменой издающего лэйбла.
Вообще, по поводу выбора правильных изданий на виниле, существует масса всяческой, зачастую противоречивой информации в интернете, издаются, в том числе и у нас, дорогущие книги-каталоги. Много информации просто утрачено, поскольку в своё время она казалась не представляющей интереса. Ну кому в 60-е 70-е пришло бы в голову запоминать сакральные GRAMOPHLTD и BUCKINGHAM? Но кое что сохранилось. Короче, ищущий да обрящет. Ну и немного забавной информации о некоторых изданиях популярных у нас рок-групп.
Deep Purple начинали свою карьеру в Америке. Первая их пластинка Shades вышла на американском лейбле Tetragrammaton. И значительно проигрывает по звуку позднему английскому переизданию на Harvest.
Famous Charisma Label (Genesis, VDGG) перенесла в 1974 году производство пластинок с завода EMI в Хейзе на мощности Филипс. Там были свои мастеринг-инженеры со своими подходами. Соответственно, звук поменялся весьма кардинально. (Я ранее выкладывал два образца фрагмента из Selling England By The Pound Genesis, можете сравнить.
Фирма
Bronze (Uriah Heep, Osibisa) издавалась сначала на Island (Хейз), потом мигрировала на Полидор, потом вернулась в Хейз, уже на EMI.
Да много таких нюансов. И только Джефф Линн (ну и дядюшка Френк в США), где бы ни печатали его пластинки добивался похожего фирменного саунда. Хотя, пластинки ЭЛО, на самом деле, тоже весьма обширная тема.
Другое важное правило – выбор страны изготовления диска. На самом деле их, стран, не так и много. Россия (СССР) для отечественных исполнителей, хотя и не всегда. А так – Англия, США, Голландия и Германия. Пожалуй всё, за редчайшими исключениями вроде новозеландского Миддла. Японские пластинки, как бы их ни раскручивали продавцы, за исключением оригинальных японских записей, по мне, интереса не представляют. Очень уж специфический мастеринг, непривычный европейскому уху. Хотя, некоторым нравится.)))
Соответственно, в каждой стране, во времена виниловых пластинок, разумеется, существовали особенности национального мастеринга. Это помимо особенностей, собственно, лэйбла. (Тоже выкладывал Парк МакАртура Beggars Opera в немецкой и английской Vertigo.) Ну и соответствие страны происхождения артиста. БониМ лучше всего немецкий, Пинк Флойд – английский, а Аструд Джильберто –
бразильская американская.
Про Мелодию. Тут всё и просто и запутано одновременно. Очень много разных факторов – разные заводы, ГОСТы. Много апокрифических историй про цвет яблок и отделный мастеринг на экспорт.
Ну, по опыту, я бы старался найти АЗГшное или ВСГшное (позже – МОЗГ) издание, сделанное по 68 или 73 ГОСТу.
И в случае классических записей следует иметь в виду две вещи.
Многие, знакомые нам с детства, мелодиевские пластинки записаны вовсе не Мелодией. К примеру хрестоматийные 4-6 симфонии Чайковского в исполнении АСО ЛГФ п/у Е. Мравинского. Это DGG 1960 год. И, поверьте, оригиналы звучат лучше.
Многие свои шикарные записи Мелодия продавала за рубеж (а может меняла на что, не знаю). И напечатаны они, как правило, намного лучше оригиналов. Поинтересуйтесь как-нибудь, сколько стОит Кармен Бизе-Щедрина п/у Рождественского (которую тут выкладывал Виталий) в хорошо сохранившемся HMVшном издании.
Из курьёзов. В начале 90х Мелодия начала сыпаться, появились куча полукооперативных лэйблов, в т.ч. некая студия ЛадЪ, которая издала, в частности, несколько альбомов Dire Straits. Если у кого они сохранились до сих пор – гляньте matrix info, будете приятно удивлены.
Ну, тогда много чего творилось. Прибалтийская ZONA пыталась по честному печатать лицензии инди-коллективов, кстати, весьма неплохо. Тропилло производил процесс обратный оцифровке и массово резал компакты на винил, не отставали в этом деле Ташкентский и Тбилисский заводы. Ну, эти хоть обложки не уродовали. Стас Намин массово переиздавал Хипов и Саббатов с кастловским сидишным мастерингом.
Вообще, из российских пластинок 90х могут представлять интерес только записи тех времён. Всевозможные попс и рок группы, дорвавшиеся до издавания, ну и немного мейнстрима. Все переиздания и якобы лицензии за редкими исключениями – шлам.
Новодел. Ну да, на волне возобновления интереса к винилу стали появляться новодельные пластинки. Их можно поделить на две категории.
Переиздания ранее изданных пластинок. За редкими исключениями неинтересны в принципе, зачастую тупо режутся с компактов. Иногда даже аннотацию не правят. К исключениям я бы отнёс издания Speakers Corner, и, кстати шикарную коробку переизданий моноверсий битловских альбомов.
Современные записи. Обычно издаются вместе с СД. Бывают любопытны отличиями в мастеринге. Можете, кстати, прикупить «Соль» Борис Борисыча на виниле и компакте, сами сравните.))) Так-то их много таких пар. Из относительно недавнего – Линн, Клэптон, Купер...