Автор Тема: Проба сил: оцифровка винила  (Прочитано 68274 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн uriahp

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 227
  • Юрий aka uaoa
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #255 : 11 ноября 2015, 20:32 »
    Манифест оцифровщика.
Часть пятая.
Немного про хайрез.
Незадолго до начала нового тысячелетия появились сразу два  коммерческих носителя музыки - SACD и DVD-Audio, имеющие сходные физические  носители (DVD), но разные форматы записи. ДВД-Аудио используют, в принципе, тот  же PCM формат, что и старые добрые компакты, но, в отличие от последнего,  поддерживает частоты дискретизации от 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4 и 192 кГц  (последние два, правда, только при использовании сжатия при записи и  развёртывания при воспроизведении с помощью алгоритма MLP) и глубину  квантования 16 и 24 бита. Также поддерживаются DTS и многоканальность, но нас  это не интересует.
SACD использует свой специальный формат DSD - однобитное  кодирование с частотой дискретизации около 2,8 МГц, нечто подобное внутреннему  формату современных дельтасигма АЦП.
Становление форматов происходило трудно, поскольку совпало  по времени со всеобщими компьютеризацией и МПтризацией. С одной стороны,  наметилась тенденция к отказу от физических носителей, с другой, основная масса  потребителей музыкального контента стала меньше заморачиваться качеством  звучания. Так что, форматы не то чтобы оказались мертворождёнными, но, скажем  так, весьма нишевыми, коммерчески не особо успешными. Ситуацию отяготили также  и бодания между владельцами форматов, равно как и между группами приверженцев  того или иного формата с публичными сеансами взаимного разоблачения. Лэйблы  также поделились на 2 лагеря. Кто-то выпускал суперА, кто-то ДВД-А. И как было  поступить простому слушателю, если, к примеру Криденсы выходили только на SACD, а Квины на DVD-A? Если учесть, что мультиформатные  аппараты появились много позже, с приходом на рынок китайцев.
Ну а поскольку продукты не приносят прибыли, никто в них  особо не вкладывался. Я не буду ничего говорить о новых записях, но, ничего  приличного в переизданиях старых записей   на SACD и DVD-A мне  не попадалось. Всё те же сомнительные исходники и убогий мастеринг.
Вообще, звукозаписывающие фирмы сделали большую  стратегическую ошибку, похоронив виниловую пластинку, поскольку она являлась разрушаемым  и некопируемым носителем. (Хотя, оцифровка, вроде бы и является таким  копированием).Оба  новых формата имели  поначалу защиту от копирования, которая, в конце концов была сломана.
К началу 10х продажи музыки на физических носителях упали  очень заметно, в мире осталось мало динозавров, которые продолжают слушать, и,  главное, покупать, какие-либо диски. И мэйджоры, да и не только они, стали  продавать записи в виде файлов. Не только новые, но и оцифрованные старые.  Причём, в отличие от останков «Мелодии», торгующей мрЗ, в зависимости от цены,  предлагаются файлы с разрешением вплоть до 24/192. Признаться, не очень за этим  слежу, но, то, что слышал из переизданий, впечатления не произвело. (Малеровский  цикл Кубелика, к примеру, на DGG)  Звонко, детально, стерильно и мёртво. Глубокая цифровая переработка, короче.
А так – хайрез, теоретически, значительно превосходит по  своим потенциальным возможностям сидишные 16/44. Его бы ещё воспроизвести  адекватно…
Хотя, оцифровывать, в общих случаях, всё же  следует в максимально возможном разрешении.  Сплющить всегда успеется.
Продолжение следует...
 
Чем больше я пью коньяк, тем больше мне нравится водка.

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #256 : 11 ноября 2015, 21:11 »
Сплющить всегда успеется.
Эти слова я поставил бы эпиграфом к  вашей   роскошной статье  про  оцифровку. 

Оффлайн uriahp

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 227
  • Юрий aka uaoa
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #257 : 11 ноября 2015, 21:13 »
Сплющить всегда успеется.
Эти слова я поставил бы эпиграфом к  вашей   роскошной статье  про  оцифровку.
Ну да, я, порой, бываю излишне многословен. ;D
Чем больше я пью коньяк, тем больше мне нравится водка.

Оффлайн Миру мир!

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 758
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #258 : 11 ноября 2015, 21:42 »
Кстати интересно было бы выяснить особенности сплющивания. Слишком много параметров для ресемплинга и дизеринга, как правильно ими оперировать в зависимости от материала - в определенном смысле ноу-хау...

Оффлайн uriahp

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 227
  • Юрий aka uaoa
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #259 : 11 ноября 2015, 21:48 »
Эх, подозреваю, я уже крепко достал всех своей графоманией. Потерпите. Осталось недолго. В следующей части речь пойдёт, по большей части, о пластинках. Ну, и чтобы немного развеяться, а также, в качестве иллюстративного материала, предлагаю скачать вот этот файлик - https://yadi.sk/d/ImHaNqMckPeSj
Там три пары треков.
a и b - Несколько циническая интерпретация широко известной песни малоизвестным коллективом. Две пластинки, один и тот же лейбл, изданы примерно в одно и то же время, в разных странах (не Индия и не Югославия)
c и d - Довольно известная песня почти забытой группы. Обе пластинки UK, с одним каталожным номером, интервал между выходом - ориентировочно 3 года.
e и f - про новодел. Песня из альбома вышедшего на CD, а позже на виниле.
Прокомментирую потом, но мнения приветствуются.
Кстати интересно было бы выяснить особенности сплющивания. Слишком много параметров для ресемплинга и дизеринга, как правильно ими оперировать в зависимости от материала - в определенном смысле ноу-хау...
Это да, но, я не очень владею вопросом. Главное, чтоб частоты кратными были.
Чем больше я пью коньяк, тем больше мне нравится водка.

Оффлайн Миру мир!

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 758
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #260 : 11 ноября 2015, 22:27 »
Тогда нужна шелезяка с аппаратной сеткой (генератором) на 88.2 или 176.4.
Но ведь и некратное сплющивание не убивает.

Оффлайн Alexandr

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 711
  • Alexandr
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #261 : 12 ноября 2015, 06:57 »
Сплющить всегда успеется. 
Александр, тут свежую темку замутили по анализу аудиофайлов... может я и мимо вашей темы попал, не судите, ибо полный ноль в этом... но вдруг заинтересует...
http://www.tornadoacoustics.ru/forum/19-919-1
Высшая музыкальность в области мысли.
Нильс Бор

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #262 : 12 ноября 2015, 08:47 »
УУУ,  интересно  как....Датчане- мастера по  инструментальным измерениям  в аудио,  они и кассеты  так проверяли ,  потом выкладывали таблицы,  в своё время, потом  видеокассеты  все  прогнали и тоже выложили,  с выводами.
А теперь иди файлов добрались.  Не  понял одного, где эту МАВу  стянуть.


У меня сейчас задача  номер 1-  марш-бросок  в магазин,  забрать  винил Джимми Хендрикса,  -отложили с витрины , по моей просьбе.  Позже  оцифрую и выложу. А вчера-  до синевы в ушах слушал  песни  эти  чудные.
Кстати, вчера  же ночью   сделал  пробную запись  с одного источника, но разным путём:  с аналогового  выхода сидюка -  и с его же  СПДИФа  на цифровой вход звуковухи. На  бегу  прослушал оба трека- не услышал разницы. Но - всё   ещё  впереди.




https://cloud.mail.ru/public/882H/5xguwT94U          Ссылочка на тучку   с файлами. Песня Дрифтин  записана в 2 вариантах,  аналог и цифра,  там метка  спдиф.
Для полноты картины нужен третий, снятый  с диска   в приводе компа  и конвертированный в ВАВ.
« Последнее редактирование: 12 ноября 2015, 10:21 от Бокарёв Александр »

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #263 : 12 ноября 2015, 11:57 »
для  Юрия.
Есть у меня приятель,  фанат Криденсов,  закупает их во всех  видах.
И вот недавно  притащил для сравнения  два  их сиди  диска,   один  с оригинальным  звуком, дико  дорогой ,  фирменный,  второй-  за 200 р диск, но  с ним  что-то  сделали.  И вот, этот обработанный  диск-  можно слушать без  тошноты,  с удовольствием,  звук  достойный. А оригинал-  какая-то  визгливая фигня,  жестянка  консервная. 
Разница- просто убойная,  причём, он  для прикола  давал сравнивать  вслепую разным   слухачам- те  в один голос  выбрали   беспонтовый вариант, как самый крутой.
Есть у меня  такая же Чикага,  переизданная в Австралии, там нет этой грязи  и мути в звучании ранних  дисков Чикаги. очень  приятный звук. В этом плане  я-за цифру.

Оффлайн Миру мир!

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 758
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #264 : 12 ноября 2015, 12:12 »
Над популярной музыкой вообще изрядно поиздевались все кому не лень за десятилетия. Хорошо, что классическую музыку мало трогали.

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #265 : 12 ноября 2015, 19:51 »
Оцифрован  новенький винил  Хендрикса,  держите   ссылочку.


https://cloud.mail.ru/public/Lnu5/o1AWvkQb2

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #266 : 12 ноября 2015, 19:56 »
Столкнулся с одной  гадостью  программной:  каждая   песня  один  раз - обязательно  заткнётся на долю секунды. Потом дальше.
Когда цифровал Спектралабом-не  было такого. А  эта сволочь  Адоба Аудишен  подкинула сюрприз. 
Придётся  заново  всё перегонять.


Оффлайн Миру мир!

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 758
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #267 : 12 ноября 2015, 20:02 »
Аудишн плохо пишет. Не надо его.
Ну и виндоус надо жестко оптимизмровать и держать за руки.

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #268 : 12 ноября 2015, 20:05 »
Я уже понял.  Зато  в аудишене  я выставил уровень записи  точнее, чем в спектралабе. Потом можно аудишен и заткнуть  в достойное ему место.


PS прослушиваю  свежую оцифровку-  убит  паузой каждый файл.   Вот же......слов нет.....
Могу и сам  где-то  по незнанию  не установить птичку, их там туча, этих птичек. Вот и икает....
« Последнее редактирование: 12 ноября 2015, 20:13 от Бокарёв Александр »

Оффлайн uriahp

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 227
  • Юрий aka uaoa
    • Просмотр профиля
Проба сил: оцифровка винила
« Ответ #269 : 12 ноября 2015, 21:06 »
    Манифест оцифровщика.
Часть шестая.
О результатах, целях,  методах и средствах.
Итак, Вы, всё-таки, решили оцифровывать винил. В таком  случае вы должны хорошо понимать, что Вы получите в результате. А получите Вы  цифровой слепок того, как воспроизводит Ваша система в данный момент времени  конкретный экземпляр конкретного издания конкретной пластинки. Наивно было бы  ожидать чего-то близкого к исходному миксу, слишком много факторов влияют на  процесс. Перечислю, если забыли – мастеринг, технология, проигрыватель,  картридж и вставка (в случае ММ), корректор, АЦП. При этом влияние АЦП, в  данной ситуации, важно, но не является определяющим. Не стану утрировать,  уподобляя пластинку нотам, а Вашу систему БСО с Вами, как дирижёром, во главе,  но, что-то в этом сравнении есть.)))   Вообще, поиск своего звука при воспроизведении винила, процесс  увлекательный, учитывая бесконечно возможные вариации в выборе элементов  тракта и пластинок, и во многом, творческий. И критерием правильности, в  условиях недоступности исходного микса может быть только Ваши, ну или не только  Ваши слуховые ощущения. Другими словами, правды мы всё равно не найдём, зато  получим массу удовольствия.
Зачем цифровать? Ну, цели могут быть разными. К примеру,  чтобы не пилить любимые пластинки, а слушать оцифровки. Глупость, в общем-то,  если, конечно у Вас не три пластинки, которые Вы слушаете ежедневно на  Серенаде-403. Хотя и в этом случае глупость. Можно оцифровывать с целью  переноса на другие носители, для плееров, автомобильных балалаек и прочих  гаджетов. Можно делиться со знакомыми и не очень знакомыми людьми. Для этого  есть даже специальные разделы на торрент-трекерах. Правда, будьте готовы  выслушать всяческие советы и комментарии по поводу Ваших пластинок, аппаратуры,  рук и головы. Иногда дельных. Заодно потешите ЧСВ))).
В качестве АЦП, как правило, используются звуковые карточки  компьютера. Выбор здесь богат – внутренние и внешние, USB и 1394. В  принципе, все они имеют свой специфический окрас звука, некоторые более,  некоторые менее заметный. Трудно давать какие-либо рекомендации, По своему  опыту могу утверждать, что цена, как правило, коррелирует  с качеством. Не стоит ждать чего-то  пристойного от встроенных риалтеков, это понятно. Но, многие относительно  недорогие,  звуковые интерфейсы,  обладающие формально высокими техническими параметрами, также весьма портят  звук. В любом случае, следует избегать карточек, у которых линейный вход  совмещён с микрофонным, а чувствительность в очень широких пределах выбирается  крутилкой аналогового потенциометра (иногда в цепи ООС входного усилителя) или  переключением кучи аналоговых ключей неважно, по входу, выходу или в ООС  входного усилителя. Все эти компоненты, как правило, невысокого качества.  Используя подобную карту (классический пример – необычайно популярная EMU-0404USB) мы получим заметный окрас, и, до  кучи высокие уровни шума и искажений. Нормальный аудиоинтерфейс имеет, как  правило два положения аналогового переключателя чувствительности. Что-то типа  +4 и -10 дБ, управляемого драйвером. В случае виндового компьютера, крайне желательно  наличие у карточки ASIO-драйвера.  И, в любом случае, категорически недопустимо вмешательство в записываемый  аудиопоток любыми софтовыми средствами, типа виндовых микшера, эквалайзера и  прочей нечисти.
Как же тогда настраивать уровень? Это и вправду больной  вопрос. В идеале, иметь регулируемый выход корректора, ну, или записывать как  есть, при условии отсутствия клиппинга. Разрушительные последствия последующей  нормализации в записанном файле, в любом случае, меньше последствий  использования программной регулировки уровня записи. А так, надо стремиться к  уровню записи около -2 – 0 дБ по пикам. Тогда мы максимально задействуем  разряды АЦП.
Битность при записи следует использовать максимально  поддерживаемую АЦП. Как правило, это 24 бита. (Я опять же, не о набортных  риалтеках и прочих азалиях). Даже если конечный формат нашей оцифровки  16-битный, запас разрешения потребуется нам и при нормализации, и при вырезании  щелчков и при фэйдах.
Частоту дискретизации следует, также выбирать из максимально  поддерживаемых АЦП, кратную 44.1 или 48 кГц, в зависимости от конечного  формата. Нужно только помнить, что в некоторых карточках только один кварц,  кратный 48.
Да, говоря «поддерживаемую АЦП», я имею в виду физические  параметры конкретной микросхемы, а не то, какие форматы поддерживает программа,  используемая для записи. Можно и с 16/48 карточкой записать файл 32/192. Вопрос  его информационной наполненности.
О программах. Тут выбор большой, и, скорее вопрос вкуса и  личных предпочтений. Главное, чтобы программа поддерживала ASIO. Кто-то пользует Аудишн, кто-то  Вэйвлаб, некоторые пишут в Изотоп. Особо продвинутые в Нуэнду или Секвойю. Я, к  примеру, в Саундфорж. При правильных настройках компьютера и программы, разница,  если она и есть, пренебрежимо мала.
О постобработке. На мой взгляд, допустимы три операции.
Фэйды или обрезка моментов опускания и подъёма иглы, ну и  склейка в один файл, или, наоборот, нарезка на песни.
Нормализация – имеется в виду нормализация по пикам, или как  это обзывают в некоторых программах, регулировка усиления, а ни в коем случае  не RMS  нормализация. Мы же не продюсеры очередного громкого компакта.
Удаление отдельных щелчков. Только вручную, карандашиком. Некоторые  рекомендуют Spectral Repair на отдельные щелчки в Изотопе, по мне, результат хуже. Ни в  коем случае не следует использовать автоматические алгоритмы удаления щелчков,  шуршания, рокота и т.п. Щелчки уберутся, но, вместе с музыкой. Если щелчков и  помех слишком много, возможно стоит поискать другой экземпляр пластинки или перемыть,  в очередной раз этот.)))
Ну и не надо прочей самодеятельности, наколенного  мастеринга, никаких полосовых фильтров, лимитеров, компрессоров/экспандеров и  эквалайзеров. Будет только хуже.
Вот, в принципе и всё. Осталось про проигрыватели, корректоры  и пластинки.
Окончание следует…
 
 
Чем больше я пью коньяк, тем больше мне нравится водка.