Автор Тема: Однотактные УМ  (Прочитано 61531 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Яр

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 20
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #465 : 10 февраля 2019, 08:03 »
Андрей благодарю за пояснение. В прошлом, даже с позапрошлого года начал собирать УПТ СЕ 2*6с19п. Напихал куче емкостей и шунтов. Весь год кувыркался с этими блоками, постепенно исключая то или иное. В итоге все трансформировалось в СЕ 6с41с, стабы ушли, шунты все ушли, емкости с 25 000 мкф уменшились до 470 мкф.
В плане перейти с диодного моста на ДППВ на кене, поскольку это моноблоки.  О хорошх дросселях недавно тоже задумывался.

Оффлайн юрий робертович

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 291
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #466 : 10 февраля 2019, 13:36 »
Вчера получил СЕ трансы для 2п1п-4п1л, даже вообще не расчитывал на них, но старые друзья не забывают, им, в первую очередь, СПАСИБО!
 С ходу замерил, r1 у обеих 215ом, r2 0,45ом, L без подмагничивания 17 и 18 Гн, прибор Ф4320.  Фото:

Оффлайн юрий робертович

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 291
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #467 : 10 февраля 2019, 13:41 »
Данные: ШЛ19*33, ТС-26, использовался в магнитофонах Маяк -201, -202, Снежеть-202. Первичке 2695 витков в 3-х секциях, диаметром 0,2(0,235), вторичка 0,56(0,62) 98 витков в 2-х секциях в параллель. Немагнитные прокладки 0.05 мм под ток до 50 мА. Намотка плотная входит впритык.
Звучит КЛАСС, вчера слушал до часа ночи, и сегодня по новой.
 При 1вт(мах) 20гц 0дБ - 20кгц -0,5дБ, 35кгц -3дБ. ПХ фронты 10мкс, это как раз 35кгц по -3дБ, а дребезг в фронте 10мкс вообще не считается, за пределом слышимости. Скола вершины тоже нет, не стал даже фотографировать...
   

Оффлайн юрий робертович

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 291
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #468 : 11 февраля 2019, 09:38 »
Вчера устроил вечер винила, от любимых Битлов до Блэк Саббат и Цеппелинов, напоследок Пинк Флойт, да на громкости по мах, вот это силище!!! БасЫ, это что-то... И это в комнате 6х6х3 метра.
Ко сему могу добавить, из института по распределению пришел в НИИ, в 1979г, на разработку устройств сопряжения АВМ-ЦВМ, кто не знает, АВМ - аналоговая выч. машина, сейчас только в музее... Так что, уж переходнЫе хар-ки, и всё что к ним относится, это мой конёк, да и много всего пришлось в этой жизни изучать. Даже у этого усилителя на ТВЗ1-1 ПХ шикарная, ну подумаешь, кпд~0,8, против 0,93 у нового, ну НЧ похуже, но не смертельно, все равно правильные.
На всякий, приведу схему, она не менялась 1,5 месяца:

Оффлайн Яр

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 20
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #469 : 11 февраля 2019, 16:32 »
Юрий Робертович, Вы пробовали играться конденастором, который с катода вых. лампы на анодное идет. С новыми трансиками.


Оффлайн yurkov

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 14
  • Крым. г.Судак.
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #470 : 11 февраля 2019, 17:55 »
Андрею спасибо за развёрнутый ответ по питанию.
Про конденсатор интересно. Что даёт в звуке такое включение конденсатора?
С ув. Пётр Алексеевич, можно на Ты.

Оффлайн юрий робертович

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 291
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #471 : 12 февраля 2019, 08:36 »
Никаких других на примерно емкость и напряжение нет, да и зачем, я давно вышел из этого возраста, и К78-17 это далеко не худший полипропилен.
Могу сказать, 47мкф*315в старые К50-29, 330мкф*10в ERIE аксиал, 390мкф*400в Ничикон, все старых годов, давно не шунтирую ничем, потому что всякий типа китай хоть чем зашунтируй, говно и останется. Еще, в прямом накале тоже обязательно качественные электролиты, они слышны не меньше.
По "ULTRAPATH" можно, например, прочитать у victorvvo из Владивостока, известный аудиофил http://easytubeamp.com/

Оффлайн MARKAN

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 1339
  • Андрей
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #472 : 12 февраля 2019, 21:29 »

К сожалению, по идеологии  Ultrapath на указанном сайте ничего нет, только информация в стиле «И сказал Он, что Это хорошо».  Предлагаю  немного пораскинуть мозгами и копнуть чуть глубже в теорию.

На самом деле, технологию Ultrapath я и сам с удовольствием применял лет 20 назад, пока не разобрался в чем дело (тогда же). А дело вот в чем.

Нам понадобится классическое для ламп положение наблюдателя «наблюдаем за напряжением», т.е. все теоретические выкладки можно будет спокойно увидеть на экране осциллографа. Нам так же понадобятся предоставленные уважаемым Юрием Робертовичем пару страниц назад прекрасные осциллограммы переходных процессов (видимо, снятые на усилителе с технологией Ultrapath), немного воспоминаний из школьного курса физики на тему, что электрический ток в замкнутой цепи течет от одного полюса к другому (скажем от плюса к минусу) и никак иначе (не течет от плюса к плюсу). Также нам понадобится Google переводчик, т.к. термин Ultrapath совсем не похож ни на одно матерное слово из Великого и Могучего, следовательно, сначала нужно понять хотя бы то, что, само это слово обозначает.

Итак, Google таких слов не знает – вот растяпа, а ещё строит из себя всезнайку. Но, мы то тут не пальцем деланные! Близкий по смыслу перевод слова Ultrapath – «особый путь», «дополнительный путь», ну, что-то типа «лазейка». В свете только что завершившейся небольшой дискуссии,  я бы лично от себя добавил: «читерство», «Путь читера».

Итак, включаем мозги, поехали. Эквивалентную схему рисовать не буду, у нас будет всего два узла: Источник Напряжения и выходной каскад усилителя, в котором применена технология Ultrapath. Ток должен течь по кольцу через Источник Напряжения и его нагрузку ( выходной каскад), скажем от плюса к минусу (или наоборот – без разницы, всё зависит от договорённой модели Мира). Пока, вроде, никакого обмана? Дьявол всегда кроется в деталях!

Под термином «Ток» в данном случае собирательно подразумевается как ПОСТОЯННАЯ составляющая тока через лампу, так и ПЕРЕМЕННАЯ его составляющая (музыкальный сигнал). Я думаю, уже на этом этапе очевидно, что ПЕРЕМЕННАЯ составляющая тока (т.е. сам музыкальный сигнал) в катоде лампы течет по двух путям: в сторону Минуса через катодный резистор (как и положено по школьному курсу физики)  и  ещё хрен знает куда через катодный конденсатор  Ultrapath. Если мы предположили, что ток у нас течет от ПЛЮСА к МИНУСУ, то получается, что часть музыкального сигнала у нас через конденсатор 30мкф Ultrapath пытается течь обратно к плюсу. Непорядок! Но, видимо, таким финтом изобретатель Ultrapath пытается решить какую-то техническую задачу. Попробуем решить её и мы.

Если мы имеем ИДЕАЛЬНЫЙ источник напряжения, который представляет из себя КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ, то очевидно, что конденсатор  Ultrapath просто выроджается в классический конденсатор, который шунтирует катодный резистор лампы. В этом случае абсолютно без разницы, куда подключать этот конденсатор, в Ultrapath или на сигнальную землю – это будет абсолютно одинаково. Разница начнет проявляться, если у нас будет РЕАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК НАПРЯЖЕНИЯ, обладающий внутренним сопротивлением. В этом случае, в нашем, первоначально изящном уравнении появляется дополнительный переменный фактор – просадка напряжения ИСТОЧНИКА НАПРЯЖЕНИЯ  под влиянием музыкальном сигнала (из-за внутреннего сопротивления ИСТОЧНИКА НАПРЯЖЕНИЯ). Нетрудно понять, что такое поведение ИСТОЧНИКА НАПРЯЖЕНИЯ (меняющееся анодное напряжение, т.е. ПЕРЕМЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, возникающая в нём) представляет собой дополнительный сигнал, который в классической схемотехнике ламповых каскадов просто игнорируется, не учитывается и не принимается во внимание, а в топологии Ultrapath начинает учитываться путем введения из анодной цепи в цепь катода. Причем такая идея представляет собой классическую Отрицательную Обратную Связь (далее по тексту сокращённо ООС), призванную повысить устойчивость поведения работы каскада  в условиях просадки анодного напряжения, т.е. улучшения его эксплуатационных  и потребительских характеристик. В самом деле, если просто «на пальцах»: анодное напряжение упало, т.е. образовался сигнал с условным направлением «на уменьшение положительного потенциала». Этот сигнал проходит в цепь катода и уменьшает его положительный потенциал относительно «земли». Напомню, все ВАХ ламп строятся относительно катода, все реальные потенциалы схем отсчитываются относительно «земли» - эта ремарка чтобы никто не запутался, т.к. потенциал сетки лампы у нас считается фиксированным. Я думаю очевидно, что чем больше РЕАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК НАПРЯЖЕНИЯ отличается от ИДЕАЛЬНОГО, тем больше амплитуда просадки анодного напряжения и тем больше (при прочих равных условиях) амплитуда управляющего сигнала в катодной цепи лампы. Так что же получается? А получается некий суррогат в виде комбинации усилительного каскада и стабилизатора напряжения на одной лампе, так сказать «ламповая акробатика». Если сделать отдельный стабилизатор, то в нём будет в том или ином виде присутствовать элемент, который  будет эквивалентом нашего конденсатора Ultrapath, но, он будет передавать эту переменную составляющую внутрь стабилизатора, а не внутрь усилительного каскада. Т.е, все будут заниматься своим делом.

Итак, один путь возникновения ООС мы обнаружили. Второй путь – катодный резистор лампы оказывается не шунтированным конденсатором. Как на ладони два механизма ООС в данной схеме. Как результат – прекрасные переходные характеристики каскада, прекрасная работа в НЧ области – ДА, ООС это умеет ещё как!. Как влияет на звук двойная ООС – это уже будет зависеть от мировосприятия читателя этих строк. Лично я: брррр…

Теперь немного информации для желающих поэкспериментировать с Ultrapath. Конденсатор должен быть «быстрым», никаких «бумага в масле» и прочих вальяжных «бутиков», иначе возможна потеря устойчивости схемы. Конденсаторы большИх номиналов здесь так же ведут к потере устойчивости, к этому же ведет неоптимальная реальная топология проводников. Допускается комбинация классического шунтирования катодного резистора и Ultrapath, при этом номинал конденсатора Ultrapath маловероятно превысит 10-20мкф, т.к. опять же, может потеряться устойчивость, т.к. устранен один контур ООС (катодный резистор) повышающий устойчивость каскада. Просто помним, что конденсаторы большого номинала начинают крутить фазу сигнала из-за своих геометрических размеров и ООС может превратиться в ПОС. Ну и, соответственно, номинал конденсатора Ultrapath сильно зависит от лампы, номинала катодного резистора и кучи прочих факторов, т.е. чётких рецептов не существует.

Всем успехов в экспериментах!     

P.S. Закрались сомнения: а может это ПОС?
« Последнее редактирование: 12 февраля 2019, 21:50 от MARKAN »
DAC MARKAN - просто ангел. С особой геометрией крыла.

Оффлайн юрий робертович

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 291
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #473 : 13 февраля 2019, 07:06 »
Здесь, например: http://www.electra-print.com/ultrapath.php
ULTRAPATH" в выходном каскаде с автосмещением прочищает звук. Но питание должно быть достаточно отфильтровано, чтобы пульсации источника не попали прямиком в сетку.
И картинка:

Оффлайн MARKAN

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 1339
  • Андрей
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #474 : 13 февраля 2019, 10:04 »
Из моего давнего немалого опыта с Ultrapath - да, действительно, хорошо ПРОЧИЩАЕТ звук. Но, при этом несколько нарушает саму структуру музыки, причём делая это как-то неравномерно,"лоскутами". Вроде всё хорошо - а как-то становится "не по себе" на душе. Причем всё это зависит от номинала и типа конденсатора Ultrapath, никак не получалось "поймать" какой-то оптимум между ними. Все эксперименты я проводил в малосигнальных цепях (ламповый выход для DAC'а), переход на параллельные ламповые стабилизаторы всё расставил по полочкам и  преимущества Ultrapath отпали, остались только недостатки в виде СЛЫШИМОГО лишнего конденсатора и чёткого ощущения, что часть сигнала идет "не туда".
Но, действительно,это всё у меня было очень давно и идея сама по себе очень интересная, поэкспериментировать есть полный смысл.
DAC MARKAN - просто ангел. С особой геометрией крыла.

Оффлайн юрий робертович

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 291
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #475 : 13 февраля 2019, 12:24 »
У меня тоже такой опыт давно, что-то лучше, а дальше в "пределах разумного", а по существу один хрен, то на виниле лучше, то на СД.
Здесь, мне видится, причина в полностью прямонакале и в ёмкости всего 30мкф для 4п1л, с Ia=30-33ма, я всегда ставил ~100-150мкф, ну и 2п1п тоже внесла свою лепту...
Никита Трошкин тоже положительно отзывается, даже в РР.
Ну и на закуску:

Оффлайн юрий робертович

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 291
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #476 : 13 февраля 2019, 13:21 »
Забыл, можно и ТВЗ в рабочей схеме, с реальным подмагниниванием.
Меандр, уменьшаем частоту, пока не уменьшиться "полка" наполовину, делим f/6,28 и все, получаем fнижняя.
   

Оффлайн MARKAN

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 1339
  • Андрей
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #477 : 14 февраля 2019, 10:10 »

Действительно полезная информация! Спасибо, Юрий Робертович!


Ну, и чтобы немного привести в порядок информацию по Ultrapath, предлагаю чуть более внимательно посмотреть на приведенную Юрием Робертовичем буржуйскую схему с красной и синей стрелками и саму эту  электрическую схему представить как схему системы  отопления квартиры, где ИСТОЧНИК НАПРЯЖЕНИЯ – это циркуляционный насос, лампа – «умная задвижка», если вспомнить незабвенные книги-учебники  Хоровиц и Хилл. Так никогда же «вода» не пойдёт по предложенным на рисунке траекториям! Даже не знаю, откуда буржуи такие траектории взяли.   Можно просто расположить саму эту «схему отопления» просто вертикально, как она нарисована в виде электрической схемы и вместо циркуляционного насоса представить просто нагревательный котёл – «вода» пойдет по системе самотёком. Не существует никаких сил, чтобы заставить сигнал крутиться по предложенным на рисунке траекториям. Просто всегда помним, что энергия движется по схеме самотёком от одного полюса источника питания к другому и для того, чтобы энергия изменила траекторию, нужна дополнительная сила, дополнительный полюс, т.е. ещё один источник питания.   

DAC MARKAN - просто ангел. С особой геометрией крыла.

Оффлайн юрий робертович

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 291
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #478 : 14 февраля 2019, 12:03 »
Я тоже всему не верю в заграничных схемах, пример:
А на практике, включение конденсатора между плюсом и катодом устраняет протекание сигнального тока выходной цепи через элементы автосмещения и пр. побочным путем, а направляет кратчайшим куда надо... 
victorvvo из Владивостока тоже писАл об этом, была схема лофтина на 6н24п-4п1л, 2007год, видимо, не сохранилась. 

Оффлайн Миру мир!

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 754
    • Просмотр профиля
Однотактные УМ
« Ответ #479 : 14 февраля 2019, 12:16 »
Люблю катоды на земле :)