По «прогреву» электролитов. Вся последующая информация основана исключительно на моем личном жизненном опыте и может служить исключительно целям ознакомления и ни в коем случае не может рассматриваться как какая-то «научная» или «техническая» информация.
Начать нужно с того, что со всех электролитов, которые я использую в своих конструкциях, я сдираю внешнюю пленку. Мои эксперименты демонстрируют безоговорочную полезность для звука этого мероприятия.
При «прогреве» «одетого» в пленку электролита вектор изменений в звуке разнонаправленный – негативное влияние пленки уменьшается, как и положено любому диэлектрику, внутренние звуковые свойства электролита, В ОСНОВНОМ, ухудшаются. Т.к. я использую «раздетые» электролиты, то, подробнее остановлюсь на втором пункте.
Любой «идеальный» конденсатор – это реактивный элемент, стремящийся «повернуть» фазу сигнала. Электролиты, чаще всего, используются в выпрямительных узлах для сглаживания выпрямленного напряжения. Малоизвестный факт – контур прохождения звукового сигнала в устройстве, ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ замыкается на последнем сглаживающем конденсаторе выпрямительного фильтра (который самый дальний от выпрямителя и самый ближний к основной схеме устройства - при многозвенном сглаживающем фильтре). Широко известный факт – электролитические конденсаторы – самые проблематичные для звука и, когда есть возможность, их нужно заменять на другие типы конденсаторов (пленочные, например).
Итак, что мы имеем. Если в звуковом устройстве используются электролиты (существует немало устройств вообще без них) – то 100% в фильтре выпрямителей они стоЯт. В DAC MARKAN они используются только там, больше нигде. В «непрогретом» электролите присутствуют довольно заметные токи утечки, что превращает конденсатор из чисто реактивного элемента в комбинацию реактивность+ резистивная составляющая. При этом «поворот фаз» сложного сигнала ( у электролитов носит очень сложный характер) не такой большой, как у «прогретого» электролита.
Как это я наблюдаю на практике. При постановке очередного DAC MARKAN на прогрев, я замечаю, что звук изначально «грязный», но, предельно слитный в фазовом отношении. При прогреве начинается заметный разбег фаз.
От этого явления деваться нам некуда – остается только приспосабливаться. Напомню, что в электролитах серии Black Gate присутствует альтернативный вид «проводимости», т.е. переноса носителей энергии, который делает звук «чище» именно за счет того, что не вся звуковая энергия отдается на «классическую» для электролитов особенность работы. Т.е. это можно рассматривать как разновидность «утечки». Самые непригодные для звука типы электролитов – разновидности серий с минимальным током утечки.
В DAC MARKAN используется 3шт электролитов ELNA Silmic. Когда количество используемых электролитов этой серии исчисляется сотнями штук – не остается никакой загадки в особенностях их работы. Они ведут себя точно так же.