Автор Тема: ламповые фонокорректоры Александра Бокарева  (Прочитано 93481 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Валера,  я одну вещь понял, что  можно  практически к любой голове сочинить достойно звучащий наборчик: корректор-унч- колонки. Просто  повозиться нужно.
А ещё  момент-  нужно  долго слушать, тогда всё  мимолётное уйдёт, останется главное впечатление:  хорошая голова или так себе.
Я когда послушад Денон 304, то  чуток расстроился, потому что  в сравнении с ним 103 звучал  простовато, хотя  порода- чувствуется. А уехал золотой  красавец обратно- сразу мой чёрный кирпич DL-103 стал  главный в доме)))))

Оффлайн Andrey Butuzov

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля
Андрею Бутузову.
Андрей,  я не помню,  рассказывал вам или нет,  я в блоке питания выявил одну неприятную вещь:  деталь, что использована в качестве 300-вольтового стабилитрона(1.5 ке 300 СА )  имеет  нехорошее свойство:  с нагревом релаксировать, порождая  хлопки .  Уйти от этого  смог  небольшой доработкой схемы питания и заменой этого супрессора на нормальный стабилитрон на 300в. Он  набирается либо  из двух  наших  КС650  либо  из трёх наших  КС600 либо  из импортного  BZT200 и кс600 .  Резистор  15  килоом 1 ватт  задаёт ток через  стабилитроны,  а с верхнего  стабилитрона  , где сидит 300в,  через  резистор  килоом в 150  заряжаем ёмкость в затворе полевичка  10NK60 . 
После  доработки, автором которой  является мой добрый друг Серёжа Папуашвили,  питание  работает безупречно .
Благодарю, Александр!
Что то я не заметил никаких хлопков! Прогревалось 2-3 суток. У меня установлены P6KE300 + КС520

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Андрей,  этот неприятный эффект выявился, к  сожалению, у одного  москвича, которому  я собрал такой же корректор.
Буду в столице-исправлю.

Потом проявилось это и в моей схеме,  вычислил и устранил  , сначала изменением включения супрессора а потом и вообще отказался от него  в пользу стабилитронов.
При случае  вернусь к тому, с чего  начинал  анодный стабилизатор:  с фильтра  без стабилизации,  когда его слегка подправил, избавив от  выбросов фона  при провалах в сети,  получил совершенно  простую и надёжную схемочку.
А стабить  проще  питание первого каскада, там и токи  мизерные и эффект сильнее. а выходной триод  можно  даже переменкой греть,  вклад фона там невелик.
Мощный  стабилитрон   питания входного  каскада  можно  привинтить на радиатор  к полевику, чтобы не городить радиатор  у входной лампы.
Эти мелочи  сложились уже после всех  мучений по переделке платы.


« Последнее редактирование: 13 апреля 2015, 10:03 от Бокарёв Александр »

Оффлайн element

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 91
    • Просмотр профиля
Александр,здравствуйте.Вопрос к Вам(а может быть и Василий подтянется и даст свои рекомендации).А вы не пробовали в качестве первой лампы EF40 ?,или EF804 (не EF806,а именно EF804 (S)) ? Василий,а что вы скажете на применение такого нашего пентода в первом каскаде корректора,как 10Ж12С (аналог  WE 310А) ?
Александр,Вы пробовали множество отечественных ламп.А как для Вас использование в первом каскаде 6Н3П.Были прекрасные лампы саратовского Рефлектора, в основном производились на "военку" в 60-е годы?

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Здравствуйте.
Таких  ламп, которые вы перечислили, у меня не было.  Слышать-слышал про них (на АПе  про них  сказано)
Что  касаемо 10Ж12с-  то кажется мне, что будут они звенеть .
На 6н3п я не делаю  принципиально, как-то  собирал на них  усилительный каскад-  услышал  настолько  никакой звук, словно  робот поёт, что  закрыл для себя эти лампы.
38-я лампочка  многим хороша, найти ей замену- надеюсь, скорее всего  это  будет   EF91.
Недавно  привезли корректор  на октальных лампах  6ж4 и 6н8с-    удручающее  впечатление:  фонище  и звонище , а звук - вдогонку  .      Октал  - он   рулит, само собой.

Оффлайн element

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 91
    • Просмотр профиля
Спасибо,Александр.Но может быть уважаемый Василий ответит по этим лампам.По всем отзывам,10Ж12С -имеет очень крепкую конструкцию.Аналог We 310A.Есть ещё 7Ж12С-аналог WE 328A.Применялись в кинотеатральных усилителях.Первоначальное отечественное название-ТО-3.

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
я видел  эти 7ж12с на рынке,  у них  экранированная  конструкция(то, что  сверху, блестящее-это  не анод)
и пипка  на макушке, сетка то есть. Вид внушающий, но могут и зазвенеть,  уж больно  размашисто  всё сделано, в отличие от крепенькой и  нетолстой  6ж38п.

Оффлайн suzi

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 2841
  • Василий
    • Просмотр профиля
По поводу 10Ж12С - есть такие,но сомнения Александра мне кажутся вполне обоснованными,по этому и не стал их пробовать в коре.
EF40 пробовал когда-то мой приятель - к общему "знаменателю " не пришли(сравнивали с EF86) - какого либо явного преимущества не заметили.До EF804S руки так и не дошли ...
Насчёт 6Н3П - неплохая лампёшка(и,кстати, не такая уж и "кривая" как многие говорят),но слишком "скоростная" в первом каскаде корректора(причём эта "скорость" какая-то неравномерная по диапазону ???) - мне тоже не удалось ни чего путнего на ней сделать.....
электроны, кстати,ни куда не "бегут" :)

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Мне  6н3п показалась привлекательной своей презабавной цоколёвкой: точно, как  нарисовано  в справочнике, по часовой стрелке. :)
Прямо  хоть бери и делай на ней СРПП , расположив лампы рядом. Что  я и сделал. Но звука не добыв, развинтил схему.

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Схема моего  нынешнего  фильтра анодного  для корректора. цепь 120 килоом-20 килоом -1мкф    делает  подъём цепи накала над землёй на 50-60вольт и является одновременно разрядным резистором для анодных банок.
Выход анодного   на заданный режим- примерно 1 минута. Перепад вход-выход 25 вольт. В фоне  не замечен.

Оффлайн MARKAN

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 1340
  • Андрей
    • Просмотр профиля
Активная часть этой схемы - это "умножитель емкости". Если самый правый электролит, который на 220мкф не какой-нибудь "бутиковый", то его номинал можно уменьшить. Выбор номинала этого конденсатора определяет, кто больше будет влиять на звук - "умножитель емкости" или этот электролит. Если ставить "бутиковый" электролит, то лучше основную звуковую нагрузку передать ему (емкость побольше) Если электролит ставится "попроще", то, вполне возможно, что при его малой емкости (единицы - десятки мкф) со звуковыми задачами лучше справится электронный блок. На показатели по фону, при таких рабочих токах, емкость конденсатора особо влиять не будет. Полностью исключить этот конденсатор нельзя, можно даже попробовать пленку на 1-3 мкф.
DAC MARKAN - просто ангел. С особой геометрией крыла.

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Чрезвычайно  важные  для меня советы, спасибо!!!   Тем более, что "бутиковый"-  есть,  на малый номинал, габариты  его -меньше, можно удобнее разместить детали.
Я  раньше  разделял  ёмкость 220мк и умножитель ёмкости  резистором,  к тому  же этот резистор  служил некой защитой  от аварии. Позже   соединил  напрямую. Вроде нормально....
Теперь  сделаю именно  так, спасибо, Андрей!

Оффлайн MARKAN

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 1340
  • Андрей
    • Просмотр профиля
Просто электронный "умножитель емкости" и конденсатор на 220мкф можно рассматривать как включенные в параллель конденсаторы. "Электронный" конденсатор более быстрый, чем любой электролит, но,привнесет в звук полупроводниковые оттенки звучания. "Обычный" электролит, обычно "хуже", чем подобные схемы и можно обойтись его небольшим номиналом, перераспределяя часть работы в звуке между ним и "умножителем". Борьбу с фоном умножитель всегда  берет на себя. Если конденсатор "хороший", то, лучше переложить на него звуковые задачи - увеличив емкость. Тем самым уменьшится полупроводниковый призвук.
Т.е.,требования к качеству конденсаторов обойти не удается, но, подбирая емкость этого конденсатора можно попытаться поймать некий  баланс звуковых свойств, раз уж борьбу с фоном электроника берет на себя. Этот оптимальный "резонанс" будет разным при разных по качеству конденсаторах - при использовании "обычных" электролитов он будет иметь тенденцию к уменьшению емкости конденсатора имея цель уменьшить его влияние в звуке, при хороших электролитах - сдвигаться в сторону увеличения их емкости с суммированием звуковых преимуществ электролита и "умножителя".


P.S. Конденсатор на 100мкф, который в затворе транзистора, скорее всего, должен быть самым "звуковым"(бутиковым) из всех имеющихся в распоряжении. Но,здесь все очень сильно зависит от реальной топологии конструкции. 
« Последнее редактирование: 14 апреля 2015, 23:36 от MARKAN »
DAC MARKAN - просто ангел. С особой геометрией крыла.

Оффлайн Бокарёв Александр

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1000
    • Просмотр профиля
Я подозревал , что  в затвор  нужно ставить нечто  кошерное,  поэтому там не абы что, а Панасоник  на 105 градусов, серебряные буковки. Но  теперь , зная принцип,  не буду скупиться и в затвор посажу самый бриллиантовый конденсатор.
Хотя, -что там- плёнка  микрофарад на 10  просится  в затвор. Куда  интереснее любого электролита будет.
Можно  , думаю, обойтись и парой  микрофарад, но резистор зарядный вырастет  до мегаом.
Что-то  меня смущает в этих решениях. Утечка, что ли....

Оффлайн MARKAN

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 1340
  • Андрей
    • Просмотр профиля
Все правильно - ведь "умножитель емкости" умножает все свойства конденсатора, т.к. поведение конденсатора в затворе очень жестко отображается на истоке. В пассивных схемах свойства конденсаторов проявляются более "расплывчато", в подобных активных схемах  - очень жестко. На истоке транзистора так же очень жестко будут отображаться  все возможные огрехи в физической топологии конструкции(всякие паразитные токи).


Распространенным правилом является, что самой "тихой" точкой заземления, на которой нужно организовывать "Мекку" заземления, является "земля" на самом последнем (дальнем от выпрямителя, ближайшем к схеме) электролите. В рассматриваемом случае все может быть не по этому правилу - честно говоря, я с этим вопросом не экспериментировал, но логика работы фильтра выпрямителя уже другая и можно поэкспериментировать и с этой темой.


Как всегда, малейшее усложнение схемы превращается в Кубик Рубика из-за открывающихся новых степеней свободы в конструкции.
DAC MARKAN - просто ангел. С особой геометрией крыла.