MARKAN
Новости
О нас
Продукция
Заказ
Доставка
Контакты
Статьи
Форум

Подобно тому, как все науки стремятся к математике, все искусства тяготеют к музыке.

 (немного измененное высказывание Джорджа Сантаяна)

Андрей

В разделе "Статьи" Вы можете найти много информации, которая с того или иного ракурса освещает мои взгляды на жизнь по многим техническим вопросам. В отличие от статей, представляющих собой сформированную информационную "порцию", данный раздел сайта рассматривается мною как открытый, постоянно изменяющийся ресурс, которому я не планирую придавать вид законченного литературного произведения, я позволю себе излагать и добавлять информацию не заботясь о ее плавных переходах из одной темы в другую. 

Здесь я постараюсь более сфокусировано  рассмотреть технические вопросы и подходы к конструированию именно техники MARKAN.

Имеет место упрощенное деление аудиотехники на "аудиофильскую" и "меломанскую". Первая категория характеризует максимально точный подход к воспроизведению звукового наполнения  передаваемого музыкального события, вторая категория заявляет концепцию максимально бережного отношения к эмоциональной составляющей этого самого воспроизводимого аппаратурой музыкального события. Я позволю себе ограничиться таким условным делением на категории и не буду глубже вдаваться в их описательные характеристики - я подразумеваю, что раз Вы здесь, то уже имеете некоторый жизненный опыт в вопросах звуковоспроизведения и хорошо понимаете, о чем идет речь. Пожалуйста, помните - техника MARKAN относится к прецизионной аппаратуре и не рассчитана на "начинающих" аудиоэнтузиастов.

Деление техники на "аудиофильскую" и "меломанскую", конечно же, полностью условное, не имеет границ раздела и "чистых" проявлений этих характеристик. Работу любого аудио устройства можно описать, используя термины этих категорий. Именно совокупность тех или иных свойств из этих категорий, придает каждому аудио устройству его уникальный стиль подачи звука (о МУЗЫКЕ мы пока не говорим). Уверенное и целенаправленное использование этих свойств дает возможность говорить об узнаваемом стиле подаче звука тем или или иным производителем техники.

Итак, что же делает стиль подачи звука техникой MARKAN таким узнаваемым.

"Сердцем" любого цифрового источника звукового сигнала является ЦАП (микросхема, осуществляющая цифро-аналоговое преобразование). Именно этот узел является самым "тонким звеном" в длинной цепочке конструкции любого цифрового устройства. Я предлагаю рассматривать этот узел с такой точки зрения: весь, остальной тракт, следующий за микросхемой ЦАП, воспроизводит только то, что СУМЕЛ СФОРМИРОВАТЬ ЦАП из поступающего на него цифрового потока данных. При этом, процесс ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДАННЫХ В ЦАП'е ВСЕГДА будет ущербным (с потерями) по отношению к информационному содержанию поступающего на него цифрового потока данных. Исходя из этой позиции, некорректно говорить о том, что тот или иной ЦАП (микросхема) звучит хорошо или плохо - они ВСЕ приводят к потерям и искажениям поступающего на них в цифровой форме сигнала. Нам остается только выбирать для своих задач те типы ЦАП'ов, которые меньше всего искажают важные для нас ЗВУКОВЫЕ характеристики сигнала, которые мы уже выбираем из рассмотренных выше "аудиофильской" или "меломанской" категории.

В цифровых конструкциях MARKAN применяется ЦАП TDA1541А, который я рассматриваю как наиболее ЧЕЛОВЕЧНО звучащий ЦАП всех времен и народов. Т.е., его внутренняя структура в минимальной степени (по отношению ко всем другим известным мне маркам ЦАП'ов) разрушает  фазово-временные соотношения сложных сигналов, ответственных за передачу эмоциональной составляющей музыки. Если Вы по каким-то соображениям предпочитаете другие типы ЦАП'ов, я могу порекомендовать просмотреть любые буржуйские форумы по этим вопросам - 95% информации посвящается именно ЦАП'у TDA1541.

Существуют более точно работающие ЦАП'ы, позволяющие без труда получить прекрасные  формальные звуковые показатели. Но, при этом они неисправимые "сухари". Моя позиция в этом вопросе: если с этими ЦАП'ами умирают эмоции в музыке, зачем же нужно все остальное?

Для обеспечения "чемпионских" формальных звуковых характеристик (звуковая сцена, масштабность, разрешающая способность и т.д.) в DAC MARKAN используются экстенсивные инженерные решения, среди которых: использование 7-ми сетевых трансформаторов, встроенного сетевого фильтра, 29 стабилизаторов напряжения, 6 стабилизаторов тока и т.д., тщательно отобранной элементной базы и отточенной годами топологии конструкции.

Как это все соотносится друг с другом? Я считаю, что в звуке должно быть, как в фигурном катании: сначала идет обязательная программа (подача формальных звуковых характеристик) и только потом можно переходить к рассмотрению эмоциональных показателей. Сначала нужно научиться хотя бы хорошо передавать звуковую сцену и лишь затем говорить о передаче значительно более сложных явлений - МУЗЫКИ. Но, ведь именно способность передавать эмоциональную составляющую МУЗЫКИ сделала технику MARKAN столь популярной? Все правильно, потому что хорошие формальные звуковые показатели - не редкость для дорогой буржуйской техники, это всегда является необходимым, но, абсолютно не достаточным условием для того, чтобы дорогой аппарат "прижился" в домашнем тракте. Безупречные формальные звуковые показатели и полнокровное эмоциональное наполнение в подаче звука техники MARKAN - на недостижимом для буржуйской техники уровне.

Пару слов о сложившейся ситуации в области коммерческой аудиоаппаратуры. Существует два основных видов ЦАП'ов - однобитные и мультибитовые. В разделе "Статьи" можно найти информацию о безоговорочном приоритете мультибитовых ЦАП'ов перед ущербными однобитовыми. На сегодняшний день 95% коммерческой аудиотехники базируется на однобитовых ЦАП'ах и только в отдельных конструкциях (как правило, очень дорогих) используются мультибитовые ЦАП'ы. ЦАП TDA1541, используемый в DAC MARKAN - конечно же, мультибитовый.

Каждый DAC MARKAN имеет в своем комплекте сетевой кабель MARKAN, без которого невозможно раскрыть весь звуковой потенциал техники MARKAN. Для многих энтузиастов вопросы необходимости использования специализированных для звука сетевых кабелей остаются загадкой. Попробую немного поделиться своими соображениями на этот счет.

Любое электронное устройство АБСОЛЮТНО ВСЕГДА является своеобразным УСТРОЙСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ (модулятором) источника питания. Какое питание - таков и конечный результат, плюс характерные черты "управителя" (модулятора). Запитывая электронное устройство от электрической сети, мы надеемся (чаще всего неосознанно), что та дикая, первозданная энергия падающей воды, сгорающего угля, расщепляющегося атома, которая участвует в производстве электричества, передаст нам часть своей ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ структуры, в нашем случае - послужит основой для таинства превращения потока электронов (или чего-то там еще...) в ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ структуры, позволяющие нам прикоснуться к самым сокровенным аспектам исполнительского мастерства великих музыкантов. А ведь до сих пор НИКТО не знает, что же такое ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК! Почему вокруг проводника с током, возникает электромагнитное поле, из чего оно состоит, почему ток в проводнике распространяется со скоростью, несоизмеримой со скоростью движения электронов - эти и многие другие вопросы пока остаются за пределами барьера очевидности современной науки. Система уравнений Максвелла все время расширяется, но, многие простые вопросы до сих пор остаются без точного ответа. Поэтому, я не претендую в своих описаниях на "научную" точность с постным лицом - я просто делюсь своим жизненным опытом, результаты которого любой желающий может легко проверить.    

Проходя тысячекилометровый путь из темных недр "царства Чубайса" электричество перестает быть в виде УПОРЯДОЧЕННОГО движения электронов, загрязняется (как и привычный нам звуковой сигнал) и приобретает некоторые хаотические физические свойства. Если мы используем "хороший" сетевой кабель, то подразумевается, что проводник этого кабеля имеет более-менее чистую и более-менее упорядоченную кристаллическую решетку (внутреннюю структуру). Проходя заключительный отрезок своего пути через наш рассматриваемый "хороший" сетевой кабель, перед самым входом в аудиоаппаратуру электричество проходит через упорядоченную кристаллическую решетку как через своеобразный фильтр, электроны и прочие носители (!) упорядочивают свое движение и траекторию - и это неизбежно сказывается на звуке. Чем больше длина специализированного "хорошего" кабеля и чем лучше его звуковые свойства - тем более заметен этот эффект.

Можно привести еще аналогию – турникеты в метро.  На улице может находиться  беспорядочная толпа пассажиров, а к поездам пассажиры поступают стройными рядами и колоннами. Абсолютно все пассажиры с улицы поступают к поездам. Задержек нет никаких -  бесформенная толпа все равно не сможет уехать быстрее,  чем упорядоченный турникетами поток.  Но, степень внутреннего порядка и оптимальность функционирования всех служб метрополитена обеспечивается именно турникетами.

В хорошем  сетевом кабеле роль подобных турникетов выполняет внутренняя упорядоченная структура проводника.  В аппарат все равно поступает  такое же «количество» электроэнергии, как и с «обычным» кабелем,  но вот качество этой самой электроэнергии совершенно разное – звук будет совершенно разный.

Длина сетевых кабелей MARKAN составляет 2м18см (по проводнику). Эта величина достаточно длинная, для эффективного проявления описанного выше явления, а конкретная длина была выбрана из озвученных, в свое время, уважаемой фирмой NORDOST значений "волшебных" длин кабелей. Так ли это на самом деле - я не задумывался и не экспериментировал, просто воспользовался конкретными рекомендациями этой фирмы.

Сетевые кабели MARKAN дают потребителю еще одну возможность влияния на звук за счет разбрасывания в пространстве "рукавов" кабеля. Это дает дополнительную открытость и свободу звуку. Нет ничего проще самостоятельно поэкспериментировать и убедиться во всем этом.

Не устаю напоминать о крайне важном для серьезного звуковоспроизведения факторе оптимальной фазировки всех сетевых вилок аппаратуры. Чем на более высокий уровень звуковоспроизведения претендует тракт, тем более заметным оказывается этот фактор. Для техники MARKAN вопросы оптимальной фазировки сетевых вилок всего тракта очень актуальны и подробно описаны в инструкции по эксплуатации.

Эффект "упорядочивания" любого электрического сигнала при прохождении через упорядоченную кристаллическую решетку проводника, присущ любому кабелю в аудиотракте и межблочный кабель MARKAN демонстрирует это явление в максимальной мере. В аудиопериодике, при тестировании межблочных кабелей, не раз отмечалось, что звучание с дорогим кабелем значительно интереснее, чем при использовании перемычки нулевой длины. В активных каскадах аудиотехники звуковой сигнал приобретает немалую "хаотическую" составляющую, которая отсеивается при прохождении сигнала через упорядоченную кристаллическую решетку проводника. Скорее всего (я придерживаюсь именно такого мнения) звуковые свойства ПРОВОДНИКА кабелей полностью определяются степенью однородности (чистоты металла) и пространственной упорядоченности его кристаллической решетки (другими словами - его внутренней структуры).

Межблочный кабель MARKAN изготавливается из проводника, получаемого ручным набором необходимого сечения проволочки диаметром 20 микрон (для справки: диаметр человеческого волоса составляет, в среднем, 50 микрон). Эта проволочка была получена путем вытягивания из расплава меди монокристалла проводника. Для таких технологических задач идет только самая чистая медь. Этот метод цветной металлургии не раз упоминался в аудиопериодике как метод японского профессора Оно. Проволочка  для межблочного кабеля MARKAN была изготовлена в 70-х годах 20-го века в недрах отечественного оборонного комплекса, где никто не слышал про этого японского профессора. Ни один известный мне буржуйский кабель не использует проводники такого малого диаметра, позволяющий получить максимально упорядоченную кристаллическую структуру. Металл предельной чистоты, который идет на подобные задачи, приобретает совершенно иные свойства, связанные именно со свойствами его кристаллической решетки - чистые металлы начинают проявлять свойства кристаллов и меньше похожи на металлы. Банковские слитки чистого золота покрыты мельчайшими кристаллами этого металла, видимые даже невооруженным глазом и образующими хорошо различимые домены на поверхности слитка. Всем известно, что золото - предельно пластичный металл, не имеющий ничего общего с "привычными" кристаллами. Когда металл становится чистым, он начинает проявлять кристаллические свойства, которые как раз и используются в аудиотехнике.

Новые разъемы для межблочников так же поддерживают концепцию борьбы за звук любой ценой. Контакты из чистого серебра являются наиболее оптимальным выбором материала - очень часто этот металл служит для покрытия высокочастотных разъемов и проводников, работает в контактных группах прецизионных реле, из него изготавливаются даже аудиокабели. С моих жизненных позиций - это оптимальный выбор металла для контактов. Известный эффект потемнения серебра связан не с окислением, а с  сульфатацией серебра в атмосфере с содержанием серы. Для этого металл должны обдувать большие объемы воздуха. В условиях закрытого разъема этого не происходит. В отличие от окислов (меди, например), сульфатация не приводит к появления полупроводникового эффекта, т.е. не вмешивается в работу проводника.

Контактный узел разъема межблочников из дерева - это тоже очень смелый шаг в борьбе за ВАШ! звук. Перебор разных материалов для этого узла продемонстрировал неоспоримые преимущества именно дерева - опять-таки, натуральные растительные волокна и воздух между ними. Осталось только оптимизировать производственный процесс под этот непростой материал (попробуете нарезать резьбу M12 шаг1 по дереву!) -и, результат налицо. Хвостовики разъемов вытачиваются из эбонита (это, практически, тоже натуральный материал, получаемый вулканизацией натурального каучука с серой) - это уже для хорошей "ухватистости" разъема.

Итак, напомню основные положения в конструкции межблочного кабеля MARKAN: набор проводника кабеля по принципу литцендрата из проволочки диаметром 20 микрон, изготовленной методом вытягивания монокристалла меди из расплава; отсутствие синтетических диэлектриков в конструктиве кабеля; пространственное разнесение проводников кабеля; использование разъемов с контактами из чистого серебра c минимальными объемами металла в разъеме. Результат - беспрецедентно чистый звук и недостижимая для импортных коммерческих кабелей трактовка МУЗЫКИ, неизвестно откуда вдруг проявляются самые тонкие исполнительские нюансы, интонационные акценты и выразительные паузы.

Ну, что ж... В пылу борьбы за самый топовый звук пришлось пожертвовать, так сказать, "дизайном" всех выпускаемых кабелей. Дизайн для кабелей - это штука условная, их все равно не видно в реальной эксплуатации - дизайн необходим кабелю только в момент покупки для привлечения внимания покупателя. У межблочников MARKAN есть чем привлечь внимание - звуковым результатом. Поэтому, мою позицию в отношении дизайна кабелей можно сформулировать просто: Никакого "дизайна"! Только звук! Все делается предельно аккуратно и добротно. Если Вам нужен "дизайн" - на рынке много дизайнерских находок в кабельном хозяйстве, если Вам нужен звук - то это к нам, больше такого звука не бывает! Ни за какие деньги!

Принцип гальванического разделения блоков и устройств хорошо известен и в области аналоговой звукотехники. Характерными представителями такого подхода являются каскады (и устройства) с трансформаторной связью. Профессиональная звуковая аппаратура сплошь и рядом использует такой вид соединения (балансные интерфейсы). Каскады и устройства с трансформаторной связью обладают выраженным характером подачи звука, обусловленным именно гальванических разделением блоков - звук получается более открытым, масштабным  и свободным. Лично я рассматриваю подобные подходы как самые оптимальные и перспективные как в аналоговом, так и в цифровом доменах.

В последнее время в цифровой звукотехнике стала популярна концепция синхронизации нескольких внешних цифровых устройств от одного общего генератора. В DAC'е MARKAN частично используется такой технический подход во ВНУТРЕННЕМ узле реклокинга. Задающий встроенный генератор осуществляет пересинхронизацию звукоданных на нескольких этапах их продвижения внутри устройства. На самом деле, я не сторонник использования жесткой синхронизации, как внутри устройства, так и, особенно, в конфигурации нескольких самостоятельных устройств. Как можно заключить из всего предоставляемого мною информационного материала, я рассматриваю ЦИФРОВОЙ звуковой сигнал просто как разновидность АНАЛОГОВОГО звукового сигнала и предпочитаю относиться к ним одинаково бережно. В домене аналоговых звуковых сигналов подавляющее большинство аудиоэнтузиастов предпочитают иметь дело с аппаратурой, не использующей Отрицательные Обратные Связи (ООС). Ламповая аудиотехника в максимальной мере поддерживает эту концепцию. В транзисторной технике без Местных ООС практически невозможно обойтись, здесь основная задача - попытаться обойтись без Общих ООС. Звуковая техника, использующая Общие ООС отличается характерной подачей звука, которая нравится немалому сообществу аудиоэнтузиастов. Я предпочитаю аудиотехнику без ООС (ламповую). Внешнюю синхронизацию цифровых блоков я рассматриваю как жесткую (глубокую) Общую ООС в пределах нескольких устройств. Я считаю, что поток звукоданных должен литься жизнерадостно, легко и свободно, как аналоговый сигнал с винилового проигрывателя (никто ведь не подает сигнал с фонокорректора куда-нибудь обратно в проигрыватель). В противовес "солдатскому маршу" под командованием внешнего генератора. Использование узла синхронизации в DAC MARKAN сопровождается инженерными подходами, позволяющими избежать излишне жесткой привязки синхронизируемых блоков друг к другу и задающему генератору - мы ведь говорим об аналоговом характере звука техники MARKAN. В двух словах: если Вам нравится аппаратура с Глубокими Общими ООС - Вам понравится и концепция внешней синхронизации в цифровом домене. Если Вы предпочитаете аудиотехнику без ООС (ламповую) - лучше побыть "консерватором" и в цифровом домене.

Не перестают меня удивлять аудиоэнтузиасты, использующие, так называемые "Антифазные линии" из проводов, купленных в ближайшем магазине электротоваров. Ребята, Вы не представляете, как далеки подобные "кабели" от звука! Каким болотом Вы себя пичкаете всю жизнь вместо Музыки! Сколько подобных "линий" уже было заменено на кабели MARKAN, но, поток не иссякает. Ребята, пожалейте себя! Порадуйте себя нормальными кабелями, которые будут служить Вам верой и правдой всю жизнь!   

Еще раз повторю свою позицию: все это Вы легко можете проверить сами в своем тракте. Именно для этого и предлагается программа реального знакомства со звуком MARKAN.

                                                                      С глубоким уважением, Андрей Маркитанов.

                                                                      MARKAN - всегда в центре звука!

 

 

Новости  |  О нас  |  Продукция  |  Магазин  |  Доставка  |  Контакты  |  Статьи  |  Идеология  |  Форум

Обладатели техники MARKAN знают о счастье больше других. Будьте счастливы!